Муниципальное
общеобразовательное учреждение Березовская основная общеобразовательная школа
расположена в типовом здании 1961 года
постройки. В школе обучается 26 учеников, средняя наполняемость классов - 3,3 учащихся. По ступеням
образования картина такова: O
первая
ступень (2 - 4 классы) - три класса - 9
учащихся; O
вторая
ступень (5 - 9 классы) - пять классов - 17 учащихся; В школе работает 6
учителей. Кадровый состав коллектива стабильный, достигший достаточно
высокого уровня профессионализма и ответственности за результаты своего
труда. Его отличают деловитость, работоспособность, гуманность по отношению к
детям, интерес к профессиональной деятельности. Качественный
состав учительского коллектива по
уровню образования: O высшее образование – 6 человек (100%); Первую квалификационную категорию – 2
учителей (34%), вторая квалификационная категория – у 1 учителя (17%). Социальный состав родителей: O рабочие – 96
человек; O служащие – 62
человек; O предприниматели – 2; O безработные – 37
человек; O пенсионеры – 2
человека. Образовательный уровень родителей: O высшее образование –
10,7%; O среднее специальное
– 37,3%; O среднее – 41,3%; O неполное среднее –
10,7%. Социальный паспорт
школы:
Школа работает в одну
смену. После уроков дети посещают кружки и секции, участвуют в подготовке и
проведении внеклассных мероприятий, проходят занятия группы дошкольников.
Воспитательная работа идёт по следующим направлениям: O развитие
интеллектуальных способностей; O развитие
коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры
досуга; O воспитание
нравственно-волевых качеств; O физическое развитие; O художественно-эстетическое
развитие; O профориентационная работа. В школе действует
орган ученического самоуправления . Образовательный
процесс осуществляется в восьми кабинетах, имеется спортивная площадка,
компьютерный кабинет, библиотека, музей,
столовая на 20 мест, пришкольный участок. II. Проблемно-ориентированный
анализ состояния школы, ключевые проблемы, ориентиры её развития 1. Характеристика социума (внешнего окружения)
школы Школа находится в
слободе Березово Подгоренского муниципального района в тридцати километрах от районного центра.В селе большое количество
безработных. Часть работоспособного населения села вынуждены работать за его
пределами. В селе есть фельдшерско-акушерский пункт, работает дом культуры, сельская библиотека.
Детского сада в селе нет, он был закрыт более десяти лет назад. Для сложившейся
социально-экономической ситуации в селе характерны следующие черты: O увеличение
количества детей с весьма средними и слабыми способностями; O неподготовленность
детей, поступающих в первый класс; O средний уровень
общей культуры; O резкое сокращение
времени, уделяемого родителями на воспитание, развитие своих детей; 2. Социальный заказ и ожидаемые результаты
развития школы Сельская школа в
настоящее время – единственно возможное место для ребенка, где не только
обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками и нормальное коммуникативное пространство в
мире взрослых во внеурочной среде. Именно со школой
связывают родители развитие своего ребёнка. Родители хотят,
чтобы: O школа обеспечивала
подготовку в ВУЗы, ССУЗы; O школа оказала помощь
в выборе профессии; O школа обеспечивала
занятость досуговой деятельности ребёнка; O в школе был порядок
и осознанная дисциплина, разумная
требовательность к детям; O в школе уважали
права ребёнка, ему был обеспечен не только физический, но и душевный комфорт. С учётом пожеланий
родителей, детей современного состояния общества, общей стратегии развития образования,
ожиданий государства в школе определены приоритетные направления развития: O создание условий для
комплексного развития физической, интеллектуальной, духовно-нравственной сфер
личности; O опора на способности
и склонности ребёнка с целью их дальнейшего развития; O развитие системы
защиты здоровья учащихся; O формирование
активной гражданской позиции личности; O осуществление предпрофильной
подготовки и профильного обучения учащихся; O обеспечение
возможности получения каждым ребёнком качественного образования; O формирование
функциональной информационной грамотности школьников; O создание условий для
удовлетворения интересов и развития способностей школьников, для проведения
интересного разностороннего досуга детей. 3. Ожидаемые результаты программы На уровне школы: - реализация
направлений, в результате которых должна сложиться система урочной и
внеурочной деятельности, обеспечивающая оптимальные условия для развития
школьников, личностный рост каждого учащегося и педагога, качественно новый
уровень подготовки выпускников обеспечивающий их конкурентоспособность на
современном рынке труда. На уровне педагогического коллектива: - высокопрофессиональный
педагогический коллектив, отзывчивый на всё новое в педагогической науке,
владеющий современными технологиями обучения, владеющий методикой проведения
педагогического эксперимента. На уровне ученика: - интеллектуально развитый,
широко образованный, творчески активный, готовый к жизни в новых социокультурных условиях и быстроменяющихся условиях
рынка труда выпускник. 4. Факторы развития школы Педагогический
коллектив школы в настоящее время
стоит перед необходимостью разрешения ряда проблем, которые рассматриваются
как факторы развития: A
высокий
профессиональный уровень педагогов и неудовлетворённость результатами
профессиональной деятельности; A
цели
обучения и мотивация учащихся к процессу обучения; A
цели
обучения и воспитания ребёнка в семье и школе; A
требования
современной жизни и уровень образования выпускников; A
апробация
новых УМК и отсутствие полного методического
обеспечения; A
финансовые
возможности учреждения и развитие материально-технической базы. III. Концепция
развития школы: 1.
Актуальность
темы В сложившейся политической и
социально-экономической ситуации развития российского государства и общества назрела
потребность обновления теоретических взглядов и практических действий по
формированию личности ребёнка в образовательном учреждении. В настоящее время
школа призвана выполнять социальный заказ государства на воспитание личности
с высокой общей культурой, личности, способной быстро адаптироваться к жизни
в обществе, осуществить осознанный выбор и в дальнейшем освоить
профессиональные образовательные программы (из Закона РФ «Об образовании»,
ст.9). Чтобы подготовить человека к жизни в новом социально-экономическом
обществе, важно уже в школьные годы обеспечить условия для развития его
личности, для формирования его индивидуальности. Деятельность ученика – условие и результат
его развития. Развитие – это процесс количественных и качественных изменений
в организме человека. Если человек достигает такого уровня развития, который
позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на
самостоятельную преобразующую деятельность, такого человека называют
личностью. Как личность человек формируется в социальной системе путём
целенаправленного и продуманного воспитания. Чтобы стать личностью, человек
должен в своей деятельности проявить, раскрыть внутренние свойства,
заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием. Развитие человека обусловлено внутренними и
внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и
психические свойства организма, к внешним – окружение человека, среда, в
которой он живёт и развивается. Чем богаче и разнообразнее виды школьной
деятельности, тем благоприятнее среда развития для каждого ребёнка, не
похожего на других. Учение – лишь одна из форм детской и подростковой
деятельности и развивает преимущественно одну сферу человека –
интеллектуальную. А в развитии нуждаются все сферы личности – физическая,
волевая, эмоциональная, обратно-творческая, потребностно-мотивационная и т.д. Хорошая успеваемость – далеко не
главное условие для успешности школьника во взрослой жизни, поэтому
недопустимо культивировать в некоторых детях неполноценность во имя хороших
оценок. Необходимо создать такую среду в школе, которая будет обеспечивать
интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся, будет
удовлетворять разнообразные образовательные запросы детей, обеспечивать
укрепление их здоровья. 2.
Ведущие
идеи Школа на селе – не просто образовательное
учреждение, это центральная составляющая самого российского уклада жизни.
Есть хорошая школа – у села есть будущее. Педагогический коллектив школы определил
совокупность идей, на основе которых будет строить свою жизнедеятельность в
качественно новом состоянии. Эти идеи являются принципами построения
учебно-воспитательного процесса, формирования школьной среды: A
принципы
развития и творчества личности; A
принципы
гуманизации и демократизации; A
принципы
опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей, учёта и
формирования социального заказа школе; A
принципы
преемственности педагогических действий и деятельности ребёнка в дошкольном и
школьном периодах развития личности; A
принципы
ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные, региональные
и местные традиции; A
принципы
единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения; A
принципы
доступности обучения. Мы хотели бы создать в школе такую среду,
которая стимулировала бы всестороннее, гармоничное развитие личности,
способствовала бы формированию социальной готовности учащихся к
самоопределению, развитию способности к творческому самовыражению в учебной,
трудовой и досуговой деятельности. 3.
Цель и
задачи Цель
программы: разработка конкретных механизмов, позволяющих сформировать в
школе условия, стимулирующие создание развивающей среды для учащихся и
педагогов. Достижение этой цели определяют следующие
задачи: 1.
Продолжение
в образовательном учреждении работы по сохранению и приумножению качества
педагогических кадров. 2.
Применение
современных методик обучения. Научно-методическое обеспечение преподавания
общеобразовательных программ, реализующихся в школе. Координация и
стимулирование поисковых разработок учителей. 3.
Создание
максимума условий для мягкого управления физическим, интеллектуальным,
нравственным и духовным развитием и саморазвитием учащихся на основе изучения
личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний. 4.
Создание
необходимых условий для обучения в предпрофильных и
профильных классах, для выбора дальнейших форм получения образования. 5.
Изыскание
возможностей для организации в школе предшкольной
подготовки. 6.
Оптимизация
управления образовательным учреждением, создание условий, обеспечивающих
возможность непрерывной и стабильной работы школы в инновационном режиме,
используя внутреннее и внешнее консультирование. 7.
Повышение
роли физического воспитания в школе для: O
компенсации
малоподвижного образа жизни школьников; O
приобщения
их к какому-либо виду спорта; O
развития
основных двигательных качеств (ловкости, силы, выносливости, координации и
т.п.); O
знакомства
учеников с основными оздоровительными системами и методиками; O
получения
ими навыков быстрого переключения с одного вида деятельности на другой; O
эмоциональной
разрядки и психологического сплочения коллектива в учебных играх; O
получения
учащимися навыков безопасности, начальных медицинских знаний. 8.
Формирование
материально-технической базы, обеспечивающей эффективный образовательный
процесс. 9.
Установление
более широкого взаимодействия с семьёй. 4.
Условия
и факторы, стимулирующие создание развивающей среды Для
педагога: o создание условий для успешного
формирования творческого потенциала учителей (материальных, юридических,
санитарно-гигиенических, валеологических, временных
и т.д., а самое главное – условий для педагогических исследований,
эксперимента и научного творчества); o создание в педагогическом коллективе психосферы, которая обеспечивает
каждому педагогу психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный
режим, культурный уровень педагогического труда; o обеспечение педагогов школы
психологическим обслуживанием (психологические тренинги, психотерапия,
консультирование по личным и профессиональным вопросам, вооружение
психологическими знаниями и др.); o осуществление такого управления
педагогическим коллективом, которое мотивировано на успех каждого педагога; o удовлетворение потребностей педагогов
в способах педагогической деятельности, направленной на успех (предоставление
возможности обучать по новым технологиям, использовать в педагогической
деятельности аудио- и видеотехнику, разрабатывать авторские программы и
т.п.); o обеспечение учителей
психолого-педагогической переподготовкой, развивающей их дидактические
умения, личностные и профессиональные качества (консультации, семинары,
заседания МО, творческие микрогруппы, лаборатории,
методические недели, дни открытых дверей и т.п.) Для ученика: o организация учебно-воспитательного
процесса на основе: а) выявления особенностей ученика как
субъекта; б) признания субъективного опыта ученика как
самобытности, самоценности; в) построения педагогических воздействий с
максимальной опорой на субъективный опыт ученика; o воспитание школьников в соответствии
с моделью развитой личности в психологическом, социальном, физическом
аспектах: u
в психологическом – высокое
сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая
к действию; u
в социальном – моральное самообеспечение,
адекватная оценка своего «я», самоопределение; u
в физическом – нормальная деятельность организма, поддержка
умственного и психического развития; o наличие системы психологической и
педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу
личностно ориентированного обучения школьников; o развитие у школьников умений
самостоятельно добывать знания такими способами обучения, при которых
содержание обучения (понятия, правила, приёмы и т.д.) обязательно
переосмысливается учеником; o создание в ученическом коллективе психосферы, которая обеспечивает
каждому школьнику психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный
режим. Культурный уровень ученического труда; o создание условий для успешного развития
школьника (материальных, юридических, социальных, санитарно-гигиенических, валеологических, временных и т.д.); o Создание условий для развития у
школьников социальной адаптации, жизненной защищённости, эффективной представленности в мире сегодня и на будущее. 5. Гипотеза: если для педагога и ученика будут созданы условия для развития
личности в социальном, психическом и физическом аспектах развития, то
развивающая среда для педагогов и учеников в общеобразовательном учреждении
будет создана. IV. Основные направления развития школы: 1.
Содержание
образования и организация образовательного процесса Основные направления: A
разработка
и совершенствование содержания образования в школе, обеспечение преемственности
с другими образовательными уровнями; A
формирование
учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного
процесса; A
обеспечение
учебного процесса новым поколением учебников, учебных пособий и другой
литературой; A
развитие
и поддержка авторских учебных программ; A
развитие
научно-исследовательской и иной творческой деятельности педагогов и учащихся; A
введение
современных методик и педагогических технологий (включая технологии личностной
ориентации педагогического процесса, технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся, технологии развивающего обучения); A
развитие
гуманизации,
информатизации образования; A
осуществление
мониторинга качества образования в школе; A
развитие
внеучебной деятельности и воспитательной среды, обеспечивающих создание воспитательной системы; A
формирование
модели выпускника школы. Перечень мероприятий
2.
Управление
школой Основные направления: A развитие механизмов
самоуправления школой; A взаимодействие с управлением
образования района; A обеспечение участия
обучающихся, родителей в управлении школой, развитие ученического
самоуправления. Перечень мероприятий
3.
Работа
с педагогическими кадрами Основные направления: A совершенствование
системы подготовки педагогов к аттестации; A создание внутришкольной системы повышения педагогического
мастерства педагогов, ориентированной на уровень их профессиональной
компетенции; A использование
разнообразных форм повышения квалификации педагогов (курсы, стажировки,
педагогические мастерские); A разработка механизмов
анализа и оценки профессиональной компетенции педагогов; A разработка
эффективной системы стимулирования педагогов.
Перечень мероприятий
4. Создание воспитывающей среды Основные направления: A организация досуга
детей; A взаимодействие с
семьёй; A укрепление школьных
и местных традиций; A формирование
ориентации на здоровый образ жизни, потребности в физическом совершенстве. Перечень мероприятий
5.
Укрепление
материально-технической базы УВП Основные направления: A организация и
проведение ремонта; A приобретение канцелярских товаров, дидактических,
развивающих пособий, лабораторного и другого оборудования; A приобретение
школьной мебели.
Перечень мероприятий
V. Предлагаемые
критерии для оценки степени реализации Программы на конец 2013/2014 учебного
года A качественная
успеваемость; A общая успеваемость; A охват учащихся кружковой
и клубной работой в соответствии с их выбором; A отсутствие
правонарушений; A высокий
профессиональный уровень большинства педагогов, работающих в инновационном
режиме. В результате реализации программы школа
должна получить нового педагога, интегрирующего в себе учителя
образовательной области знаний, воспитателя, психолога, новатора. Целенаправленно реализуя все положения
Программы, школа выпустит в жизнь выпускника, способного к следующему: c
адаптации
и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных
условиях; c
сохранению
собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях
жизни и труда; c
осознанному
профессиональному выбору с учётом потребностей региона, а также своих
интересов и способностей; c
продолжению
образования, самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой
мотивации достижений успеха в жизнедеятельности; c
построению
семейных взаимоотношений на основе доверия, взаимопонимания и уважения. VI. Планируемые
этапы реализации программы 1 этап. 2011г Анализ состояния развивающей среды в школе
по направлениям: здоровье, обучение, материальная база, воспитание. Начало работы по данным направлениям. 2 этап. 2012г Дальнейшее расширение работы по всем направлениям. 3 этап. 2013- Переход на стабильный режим работы.
Корректировка планов и программ с учётом полученных результатов. Определение
перспектив дальнейшего развития. VII. Возможные
факторы риска и меры для их минимизации
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|