<<<назад

Программа развития
муниципального общеобразовательного учреждения

Берёзовской основной

 

общеобразовательной школы

 

 

 

2011-2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Информационная справка о школе

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Березовская основная общеобразовательная школа расположена в типовом  здании 1961 года постройки. В школе обучается 26 учеников, средняя наполняемость классов - 3,3 учащихся.

По ступеням образования картина такова:

O     первая ступень (2 - 4 классы)  - три  класса -  9  учащихся;

O     вторая ступень (5 - 9 классы) -  пять классов  -  17 учащихся;

 

В школе работает 6 учителей. Кадровый состав коллектива стабильный, достигший достаточно высокого уровня профессионализма и ответственности за результаты своего труда. Его отличают деловитость, работоспособность, гуманность по отношению к детям, интерес к профессиональной деятельности.

Качественный состав  учительского коллектива по уровню образования:

O    высшее образование – 6 человек (100%);

Первую квалификационную категорию – 2 учителей (34%), вторая квалификационная категория – у 1  учителя (17%).

 

 

Социальный состав родителей:

O     рабочие – 96 человек;

O     служащие – 62 человек;

O     предприниматели – 2;

O     безработные – 37 человек;

O     пенсионеры – 2 человека.

Образовательный уровень родителей:

O     высшее образование – 10,7%;

O     среднее специальное – 37,3%;

O     среднее – 41,3%;

O     неполное среднее – 10,7%.

 

 

 

 

Социальный паспорт школы:

 

Учебный год

2008/2009

2009/2010

2010/2011

Количество детей в школе

38

31

26

Количество детей из многодетных семей

1

1

1

Количество детей из неполных семей

2

2

2

Количество детей, состоящих на внутришкольном учёте

2

2

2

 

Школа работает в одну смену. После уроков дети посещают кружки и секции, участвуют в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, проходят занятия группы дошкольников. Воспитательная работа идёт по следующим направлениям:

O     развитие интеллектуальных способностей;

O     развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга;

O     воспитание нравственно-волевых качеств;

O     физическое развитие;

O     художественно-эстетическое развитие;

O     профориентационная работа.

В школе действует орган ученического самоуправления .

 

Образовательный процесс осуществляется в восьми кабинетах, имеется спортивная площадка, компьютерный кабинет, библиотека, музей,  столовая на 20 мест, пришкольный участок. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Проблемно-ориентированный анализ состояния школы, ключевые проблемы, ориентиры её развития

 

1.     Характеристика социума (внешнего окружения) школы

 

Школа находится в слободе Березово Подгоренского муниципального района в тридцати   километрах от районного центра селе большое количество безработных. Часть работоспособного населения села вынуждены работать за его пределами. В селе есть фельдшерско-акушерский пункт,  работает дом культуры, сельская библиотека. Детского сада в селе нет, он был закрыт более десяти  лет назад.

Для сложившейся социально-экономической ситуации в селе характерны следующие черты:

O     увеличение количества детей с весьма средними и слабыми способностями;

O     неподготовленность детей, поступающих в первый класс;

O     средний уровень общей культуры;

O     резкое сокращение времени, уделяемого родителями на воспитание, развитие своих детей;

 

2.     Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

 

Сельская школа в настоящее время – единственно возможное место для ребенка, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками и нормальное коммуникативное пространство в мире взрослых во внеурочной среде.

Именно со школой связывают родители развитие своего ребёнка.

Родители хотят, чтобы:

O     школа обеспечивала подготовку в ВУЗы, ССУЗы;

O     школа оказала помощь в выборе профессии;

O     школа обеспечивала занятость досуговой деятельности ребёнка;

O     в школе был порядок и  осознанная дисциплина, разумная требовательность к детям;

O     в школе уважали права ребёнка, ему был обеспечен не только физический, но и душевный комфорт.

 

С учётом пожеланий родителей, детей современного состояния общества, общей стратегии развития образования, ожиданий государства в школе определены приоритетные направления развития:

O     создание условий для комплексного развития физической, интеллектуальной, духовно-нравственной сфер личности;

O     опора на способности и склонности ребёнка с целью их дальнейшего развития;

O     развитие системы защиты здоровья учащихся;

O     формирование активной гражданской позиции личности;

O     осуществление  предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;

O     обеспечение возможности получения каждым ребёнком качественного образования;

O     формирование функциональной информационной грамотности школьников;

O     создание условий для удовлетворения интересов и развития способностей школьников, для проведения интересного разностороннего досуга детей.

 

3.     Ожидаемые результаты программы

 

На уровне школы:

-       реализация направлений, в результате которых должна сложиться система урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающая оптимальные условия для развития школьников, личностный рост каждого учащегося и педагога, качественно новый уровень подготовки выпускников обеспечивающий их конкурентоспособность на современном рынке труда.

      На уровне педагогического коллектива:

-       высокопрофессиональный педагогический коллектив, отзывчивый на всё новое в педагогической науке, владеющий современными технологиями обучения, владеющий методикой проведения педагогического эксперимента.

 На уровне ученика:

-       интеллектуально развитый, широко образованный, творчески активный, готовый к жизни в новых социокультурных условиях и быстроменяющихся условиях рынка труда выпускник.

 

4.     Факторы развития школы

 

Педагогический коллектив школы  в настоящее время стоит перед необходимостью разрешения ряда проблем, которые рассматриваются как факторы развития:

A    высокий профессиональный уровень педагогов и неудовлетворённость результатами профессиональной деятельности;

A    цели обучения и мотивация учащихся к процессу обучения;

A    цели обучения и воспитания ребёнка в семье и школе;

A    требования современной жизни и уровень образования выпускников;

A    апробация новых УМК и отсутствие полного методического обеспечения;

A    финансовые возможности учреждения и развитие материально-технической базы.

 

III. Концепция развития школы:

 

1.     Актуальность темы

В сложившейся политической и социально-экономической ситуации развития российского государства и общества назрела потребность обновления теоретических взглядов и практических действий по формированию личности ребёнка в образовательном учреждении. В настоящее время школа призвана выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, личности, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществить осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ «Об образовании», ст.9). Чтобы подготовить человека к жизни в новом социально-экономическом обществе, важно уже в школьные годы обеспечить условия для развития его личности, для формирования его индивидуальности.

Деятельность ученика – условие и результат его развития. Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, такого человека называют личностью. Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного воспитания. Чтобы стать личностью, человек должен в своей деятельности проявить, раскрыть внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием.

Развитие человека обусловлено внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма, к внешним – окружение человека, среда, в которой он живёт и развивается. Чем богаче и разнообразнее виды школьной деятельности, тем благоприятнее среда развития для каждого ребёнка, не похожего на других. Учение – лишь одна из форм детской и подростковой деятельности и развивает преимущественно одну сферу человека – интеллектуальную. А в развитии нуждаются все сферы личности – физическая, волевая, эмоциональная, обратно-творческая, потребностно-мотивационная  и т.д. Хорошая успеваемость – далеко не главное условие для успешности школьника во взрослой жизни, поэтому недопустимо культивировать в некоторых детях неполноценность во имя хороших оценок. Необходимо создать такую среду в школе, которая будет обеспечивать интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся, будет удовлетворять разнообразные образовательные запросы детей, обеспечивать укрепление их здоровья.

 

2.     Ведущие идеи

Школа на селе – не просто образовательное учреждение, это центральная составляющая самого российского уклада жизни. Есть хорошая школа – у села есть будущее.

Педагогический коллектив школы определил совокупность идей, на основе которых будет строить свою жизнедеятельность в качественно новом состоянии. Эти идеи являются принципами построения учебно-воспитательного процесса, формирования школьной среды:

A    принципы развития и творчества личности;

A    принципы гуманизации и демократизации;

A    принципы опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей, учёта и формирования социального заказа школе;

A    принципы преемственности педагогических действий и деятельности ребёнка в дошкольном и школьном периодах развития личности;

A    принципы ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные, региональные и местные традиции;

A    принципы единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения;

A    принципы доступности обучения.

Мы хотели бы создать в школе такую среду, которая стимулировала бы всестороннее, гармоничное развитие личности, способствовала бы формированию социальной готовности учащихся к самоопределению, развитию способности к творческому самовыражению в учебной, трудовой и досуговой деятельности.

 

3.     Цель и задачи

 

Цель программы: разработка конкретных механизмов, позволяющих сформировать в школе условия, стимулирующие создание развивающей среды для учащихся и педагогов.

Достижение этой цели определяют следующие задачи:

1.     Продолжение в образовательном учреждении работы по сохранению и приумножению качества педагогических кадров.

2.     Применение современных методик обучения. Научно-методическое обеспечение преподавания общеобразовательных программ, реализующихся в школе. Координация и стимулирование поисковых разработок учителей.

3.     Создание максимума условий для мягкого управления физическим, интеллектуальным, нравственным и духовным развитием и саморазвитием учащихся на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний.

4.     Создание необходимых условий для обучения в предпрофильных и профильных классах, для выбора дальнейших форм получения образования.

5.     Изыскание возможностей для организации в школе предшкольной подготовки.

6.     Оптимизация управления образовательным учреждением, создание условий, обеспечивающих возможность непрерывной и стабильной работы школы в инновационном режиме, используя внутреннее и внешнее консультирование.

7.     Повышение роли физического воспитания в школе для:

O     компенсации малоподвижного образа жизни школьников;

O     приобщения их к какому-либо виду спорта;

O     развития основных двигательных качеств (ловкости, силы, выносливости, координации и т.п.);

O     знакомства учеников с основными оздоровительными системами и методиками;

O     получения ими навыков быстрого переключения с одного вида деятельности на другой;

O     эмоциональной разрядки и психологического сплочения коллектива в учебных играх;

O     получения учащимися навыков безопасности, начальных медицинских знаний.

8.     Формирование материально-технической базы, обеспечивающей эффективный образовательный процесс.

9.     Установление более широкого взаимодействия с семьёй.

 

 

4.     Условия и факторы, стимулирующие создание развивающей среды

 

Для педагога:

o    создание условий для успешного формирования творческого потенциала учителей (материальных, юридических, санитарно-гигиенических, валеологических, временных и т.д., а самое главное – условий для педагогических исследований, эксперимента и научного творчества);

o    создание в педагогическом коллективе психосферы, которая обеспечивает каждому педагогу психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень педагогического труда;

o    обеспечение педагогов школы психологическим обслуживанием (психологические тренинги, психотерапия, консультирование по личным и профессиональным вопросам, вооружение психологическими знаниями и др.);

o    осуществление такого управления педагогическим коллективом, которое мотивировано на успех каждого педагога;

o    удовлетворение потребностей педагогов в способах педагогической деятельности, направленной на успех (предоставление возможности обучать по новым технологиям, использовать в педагогической деятельности аудио- и видеотехнику, разрабатывать авторские программы и т.п.);

o    обеспечение учителей психолого-педагогической переподготовкой, развивающей их дидактические умения, личностные и профессиональные качества (консультации, семинары, заседания МО, творческие микрогруппы, лаборатории, методические недели, дни открытых дверей и т.п.)

 

Для ученика:

o    организация учебно-воспитательного процесса на основе:

а) выявления особенностей ученика как субъекта;

б) признания субъективного опыта ученика как самобытности, самоценности;

в) построения педагогических воздействий с максимальной опорой на субъективный опыт ученика;

o    воспитание школьников в соответствии с моделью развитой личности в психологическом, социальном, физическом аспектах:

u         в психологическом высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию;

u         в социальном – моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение;

u         в физическом – нормальная деятельность организма, поддержка умственного и психического развития;

o    наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно ориентированного обучения школьников;

o    развитие у школьников умений самостоятельно добывать знания такими способами обучения, при которых содержание обучения (понятия, правила, приёмы и т.д.) обязательно переосмысливается учеником;

o    создание в ученическом коллективе психосферы, которая обеспечивает каждому школьнику психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим. Культурный уровень ученического труда;

o     создание условий для успешного развития школьника (материальных, юридических, социальных, санитарно-гигиенических, валеологических, временных и т.д.);

o    Создание условий для развития у школьников социальной адаптации, жизненной защищённости, эффективной представленности в мире сегодня и на будущее.

 

5. Гипотеза:  если для педагога и ученика будут созданы условия для развития личности в социальном, психическом и физическом аспектах развития, то развивающая среда для педагогов и учеников в общеобразовательном учреждении будет создана.

 

 

IV. Основные направления развития школы:

 

1.     Содержание образования и организация образовательного процесса

 

Основные направления:

A    разработка и совершенствование содержания образования в школе, обеспечение преемственности с другими образовательными уровнями;

A    формирование учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

A    обеспечение учебного процесса новым поколением учебников, учебных пособий и другой литературой;

A    развитие и поддержка авторских учебных программ;

A    развитие научно-исследовательской и иной творческой деятельности педагогов и учащихся;

A    введение современных методик и педагогических технологий (включая технологии личностной ориентации педагогического процесса, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, технологии развивающего обучения);

A    развитие гуманизации,  информатизации образования;

A    осуществление мониторинга качества образования в школе;

A    развитие внеучебной деятельности и воспитательной среды, обеспечивающих создание воспитательной системы;

A    формирование модели выпускника школы.

 

Перечень мероприятий

 

п/п

 

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

 

1

Разработка и совершенствование программного обеспечения учебного плана

2010/2011

учод

Зам. директора по УВР

 

2

Обеспечение учебного процесса новыми учебниками, учебными пособиями, методическими материалами и средствами обучения

В течение всего периода

Директор, зам. директора по УВР

 

3

Создание учебно-методических комплексов по учебным предметам, их совершенствование

В течение всего периода

Учителя, зам. директора по УВР

4

Создание информационного банка контрольных, тестовых заданий в соответствии с государственными критериями по различным предметам

2010/2011 учод

Зам. директора по УВР

5

Участие в работе методических объединений района

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

6

Участие в районных научно-практических конференциях преподавателей  и учащихся

В течение всего периода

Зам. директора по УВР,

7

Проведение научно-методических семинаров для учителей:

u         современные образовательные технологии;

u         пути повышения познавательной активности учащихся;

u         информационная культура педагогов;

u         урок как творческая лаборатория учителя

 

В течение всего периода 

 

 

 

Зам. директора по УВР

8

Организация работы методических объединений:

u         учителей - предметников;

u         классных руководителей

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

9

Проведение смотров, конкурсов, направленных на выявление лучшего педагогического опыта, совершенствование учебно-воспитательного процесса

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

10

Создание информационного образовательного пространства:

u         совершенствование навыков работы педагогов с компьютерами;

u         внедрение информационных технологий в образовательную практику;

u         использование  ресурсов Интернет в образовательном процессе;

u        формирование функциональной компьютерной грамотности учителя

 

 

 

В течение всего периода

 

 

 

Директор, зам. директора по УВР

11

Совершенствование  системы предпрофильной и профильной подготовки на основе диагностики заказа обучаемых и родителей

В течение всего периода

Директор, зам. директора по УВР

12

Осуществление переход на новые образовательные стандарты

С 2010/2011 уч. года

Директор, зам. директора по УВР

13

Продолжить сотрудничество со школами Сагуновского школьного округа

В течение всего периода

Директор, зам. директора по УВР

14

Совершенствование  в школе системы предшкольной подготовки

С 2010/2011 уч. года

Зам. директора по УВР

 

2.     Управление школой

Основные направления:

A    развитие механизмов самоуправления школой;

A    взаимодействие с управлением образования района;

A    обеспечение участия обучающихся, родителей в управлении школой, развитие ученического самоуправления.

 

 

 

 

Перечень мероприятий

 

№п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

1.

Планирование и контроль за ходом переподготовки учителей

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

2.

Работа  методического совета с целью планирования и организации методической работы в школе

В течение всего периода

Директор

3.

Компьютеризация учебного процесса, управления, контроля

В течение всего периода

Директор

4.

Развитие различных форм школьного самоуправления

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

5.

Изучение положительного опыта управления в образовательных учреждениях района, области

В течение всего периода

Директор

 

 

 

 

3.     Работа с педагогическими кадрами

 

Основные направления:

A    совершенствование системы подготовки педагогов к аттестации;

A    создание внутришкольной системы повышения педагогического мастерства педагогов, ориентированной на уровень их профессиональной компетенции;

A    использование разнообразных форм повышения квалификации педагогов (курсы, стажировки, педагогические мастерские);

A    разработка механизмов анализа и оценки профессиональной компетенции педагогов;

A    разработка эффективной системы стимулирования педагогов.

 

              Перечень мероприятий

 

№п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

1.

Организация курсов повышения квалификации, обеспечение участия учителей в работе районных МО

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

2.

Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений и их защита

В течение всего периода

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР

3.

Подготовка материалов к аттестации кадров

По мере необходимости

Директор, зам. директора по УВР

4.

Диагностика профессиональной компетенции педагогов

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

5.

Создание системы стимулирования деятельности сотрудников школы

В течение всего периода

Директор

6.

Укрепление материально-технической базы образовательного процесса

В течение всего периода

Директор

7.

Организация сотрудничества по обмену опытом с учителями школ района

В течение всего периода

Директор

 

4. Создание воспитывающей среды

 

Основные направления:

A    организация досуга детей;

A    взаимодействие с семьёй;

A    укрепление школьных и местных традиций;

A    формирование ориентации на здоровый образ жизни, потребности в физическом совершенстве.

 

Перечень мероприятий

 

№п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

1.

Изучение интересов, склонностей, возможностей учащихся школы.

2010/2011 учод

Зам. директора по УВР

2.

Проектирование воспитательной системы в соответствии с особенностями детей

2010/2011 учод

Зам. директора по УВР

3.

Мониторинг эффективности воспитательной системы

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

4.

Проведение психолого-педагогических семинаров для учителей:

u         Создание целостной воспитательной системы в школе на основе метода коллективных творческих дел.

u        Предпрофильная подготовка и профильное обучение  – необходимые условия создания образовательного пространства  школы, способствующего самоопределению подростка

u         Создание условий для развития творческой одарённости детей.

 

 

 

В течение всего периода 

 

 

 

 

Зам. директора по УВР

5.

Разработка и утверждение школьной комплексно-целевой программы по разделам:

u         «Здоровье»;

u         «Общение»;

u         «Образ жизни»;

u         «Учение»;

u         «Досуг»

 

2010/2011 учод

 

 

Зам. директора по УВР

6.

Расширение контактов с семьёй через реализацию разнообразных форм взаимодействия:

u         родительский комитет;

u         собрания на дому;

u        совместные творческие дела

В течение всего периода

Зам. директора по УВР

7.

Обеспечение деятельности спортивных секций

В течение всего периода

Зам. директора по ВР

8.

Сотрудничество со школами Сагуновского школьного округа  по организации и проведению совместных внеклассных  мероприятий

 

В течение всего периода

 

Директор

 

 

 

 

5.     Укрепление материально-технической базы УВП

 

Основные направления:

A    организация и проведение ремонта;

A    приобретение  канцелярских товаров, дидактических, развивающих пособий, лабораторного и другого оборудования;

A    приобретение школьной мебели.

 

              Перечень мероприятий

 

№п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

1.

Приобретение регулируемых столов и стульев для учебных кабинетов

В течение всего периода

Директор

2.

Приобретение спортивного инвентаря

В течение всего периода

Директор

3.

Приобретение

 компьютеров и офисной техники

В течение всего периода

Директор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Предлагаемые критерии для оценки степени реализации Программы на конец 2013/2014 учебного года

 

A    качественная успеваемость;

A    общая успеваемость;

A    охват учащихся кружковой и клубной работой в соответствии с их выбором;

A    отсутствие правонарушений;

A    высокий профессиональный уровень большинства педагогов, работающих в инновационном режиме.

В результате реализации программы школа должна получить нового педагога, интегрирующего в себе учителя образовательной области знаний, воспитателя, психолога, новатора.

Целенаправленно реализуя все положения Программы, школа выпустит в жизнь выпускника, способного к следующему:

c    адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

c    сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда;

c    осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей региона, а также своих интересов и способностей;

c    продолжению образования, самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности;

c    построению семейных взаимоотношений на основе доверия, взаимопонимания и уважения.

 

 

VI. Планируемые этапы реализации программы

 

1 этап.

2011г

Анализ состояния развивающей среды в школе по направлениям: здоровье, обучение, материальная база, воспитание.

Начало работы по данным направлениям.

2 этап.

2012г

Дальнейшее расширение работы по всем направлениям.

3 этап.

2013-2015 г

Переход на стабильный режим работы. Корректировка планов и программ с учётом полученных результатов. Определение перспектив дальнейшего развития.

 

VII. Возможные факторы риска и меры для их минимизации

 

Факторы риска

Запланированные меры

Недостаточный уровень готовности педагогического коллектива к инновационной и экспериментальной деятельности

Обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Проведение обучающих семинаров, мастер-классов и т

Несоответствие представлений педагогов о возможностях учащихся и их реальным психофизическим состоянием

Проведение психолого-педагогических мероприятий по выявлению ресурсов личностного развития учащихся.

Совершенствование системы психологической работы, включающей диагностику, позволяющую выявлять психологические особенности ребёнка

Несоответствие между материально-технической базой и задачами по созданию информационного образовательного пространства

Проведение мероприятий по удовлетворению потребностей в технических средствах обучения

 

 

 

Hosted by uCoz