5. Программы отдельных
учебных предметов, курсов
Основная образовательная
программа начального общего образования реализуется средствами
учебно-методического комплекса «Школа России».
Главная целевая установка УМК «Школа
России» созвучна с целевой установкой ФГОС: воспитание гуманного, творческого,
социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и
бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и
культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и
всего человечества.
На реализацию целевой установки УМК
«Школа России» ориентированы ведущие задачи:
-
создание условий для организации учебной
деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей,
эмоциональной сферы младшего школьника;
-
развитие и укрепление интереса к познанию самого
себя и окружающего мира;
-
воспитание любви к своему городу (селу), к своей
семье, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре;
-
формирование опыта этически и экологически
обоснованного поведения в природной и социальной среде;
-
формирование ценностного отношения к человеку, к
природе, к миру, к знаниям.
Информационно-образовательная среда
УМК «Школа России» представлена учебниками, рабочими и творческими тетрадями,
словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, методическими и
другими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС, а также
включает комплекты демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, современные
электронные пособия, интернет поддержку.
Сведения об учебниках по основным
предметам представлены в таблице:
Предмет |
Автор
программы, учебника |
Гриф
МОиН |
Издательство |
Наличие
в библиотечном фонде школы |
Русский
язык |
Канакина
В.П., Горецкий В.Г. |
2011 |
Просвещение |
+ |
Литературное
чтение |
Л.Ф.
Климанова, В.Г.
Горецкий, М.В.
Голованова |
2011 |
Просвещение |
+ |
Математика |
Моро
М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. |
2011 |
Просвещение |
+ |
Окружающий
мир |
Плешаков
А.А. |
2011 |
Просвещение |
+ |
Изобразительное
искусство |
Неменская
Л. А. |
2011 |
Просвещение |
+ |
Музыка |
Критская
Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. |
2011 |
Просвещение |
+ |
Технология |
Роговцева
Н.И., Анащенкова С.В. |
2011 |
Просвещение |
+ |
Физическая
культура |
Лях
В.И. |
2011 |
Просвещение |
+ |
Основные задачи реализации
содержания обязательных учебных предметов отражены в таблице:
Предметные
области |
Основные
задачи реализации содержания |
1.
Филология |
Формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности. |
2.
Математика и информатика. |
Развитие
математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности. |
3.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир). |
Формирование
уважительного отношения к семье, селу, городу, региону, России, истории,
культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в
социуме. |
4.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. |
Воспитание
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. |
5.
Искусство. |
Развитие
способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру. |
6.
Технология. |
Формирование
опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической
деятельности для практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование
первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. |
7.
Физическая культура. |
Укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни. |
Авторские программы учебных
предметов являются основой и реализуются через рабочие программы, составленные
учителями школы.
Рабочие программы отдельных учебных предметов
имеют следующую структуру:
-
пояснительная записка, в которой
конкретизированы общие цели начального общего образования с учетом специфики
учебного предмета;
-
общая характеристика учебного предмета;
-
описание места учебного предмета в учебном
плане;
-
описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета;
-
личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета;
-
содержание учебного предмета;
-
примерное тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
-
описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
В рабочей программе учитель отражает
и обосновывает особенности очередности изучения основных структурных блоков
учебного материала, используемые технологии, формы и методы обучения,
возможности учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся и
другие факторы, оказывающие существенное влияние на реализацию программ учебных
предметов в школе.
Содержание и механизмы проведения в
жизнь рабочих программ гарантированно обеспечивают решение ведущих задач и
достижение целей, заявленных в авторских программах учебных предметов.
Рабочие
программы по учебным предметам даны в
папке-приложении.