<<<назад

 

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

 

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы МОУ Березовской ООШ.  Целью воспитания школьников МОУ Березовской ООШ является создание условий для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально  активной, гуманной. Воспитание в каждом ребёнке человечности, доброты, гражданственности, творческого  отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми руководствуется педагогический коллектив. Администрация школы и классные руководители в своей деятельности с учащимися применяют следующие формы воспитательной работы: а)   словесно-логические формы – убеждение словом (беседы, собрания, линейки, дискуссии; обсуждение проблемы класса и личных проблем); б)   образно-художественные формы – совместное эстетическое переживание (спектакль, концерт, праздник, конкурс); в)   трудовые формы – различные виды работ в школе (уборка в классе, дежурство, субботники).  Педагогический коллектив школы работает в интеллектуальном, духовно-нравственном, патриотическом, физическом, эстетическом, экологическом и трудовом направлениях воспитательной работы. 

-       Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: отдел образования администрации Подгоренского муниципального района,  ИМК Подгоренского отдела образования, Подгоренский Дом детей и юношества,  библиотека с.Березово, СДК,  Издательство газеты «Подгоренец», МОУ Подгоренская СОШ №1, МОУ Березовская  СОШ, МОУ Сагуновская СОШ.

 

Портрет ученика МОУ Березовской ООШ

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

·        умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

·        владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

·        обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

·        любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

·        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

·        любящий свой край и свою Родину;

·        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

·        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

·        доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

·        выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

 

Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

-        элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

-        представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе

      г. Воронежа и Подгоренского района;

-        элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

-        элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

-        интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

-        уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

-        ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

-        начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

-        элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

-        интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,

      г. Воронежа и Подгоренского района;

-        стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, района, области;

-        любовь к школе, к своему поселку, народу, России;

-        уважение к защитникам Родины;

-        умение отвечать за свои поступки;

-        негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

-        первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

-        различение хороших и плохих поступков;

-        представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

-        элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

-        уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

-        установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-        бережное, гуманное отношение ко всему живому;

-        знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

-        стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

-        представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-        отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

-        первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

-        уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

-        элементарные представления об основных профессиях;

-        ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

-        элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

-        первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

-        умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-        умение соблюдать порядок на рабочем месте;

-        бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

-        отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

-        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

-        элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

-        элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

-        понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-        знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

-        интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

-        первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

-        первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

-        отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

-        развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-        ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

-        элементарный опыт природоохранительной деятельности;

-        бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

-        представления о душевной и физической красоте человека;

-        формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

-        интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-        интерес к занятиям художественным творчеством;

-        стремление к опрятному внешнему виду;

-        отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

-         

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

·        патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·        социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·        гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·        семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·        труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·        наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·        традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

·        искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

·        природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·        человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 

 

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

 

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

            Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

·        в содержании и построении уроков;

·        в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

·        в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

·        в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;

·        в личном  примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

·        нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

·        социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

·        индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

·        интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

·        социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

УМК «Школа России»

В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Важнейшая задача российской школы — становление  российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

 

 

Социальные проекты

В школе реализуются следующие социальные проекты:

ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий,  как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.

 

 

Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

·        изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

·        осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие спортивного зала, спортивной площадки );

·        демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).

В школе реализуются следующие целевые программы:

 

Портфолио ученика – это целенаправленное взаимодействие педагогов, учащихся и родителей, результатом которого является представление отчета о процессе образования и развития ребенка, позволяющего увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить мониторинг индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Портфолио решает важные педагогические задачи:

-       поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;

-       поощряет их активность, самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения;

-       развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

-       формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

 

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

·        Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

·        Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).

·        Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего совета школы, активизации деятельности родительских комитетов и классных коллективов учащихся.

В школе традиционно проводится День знаний, который начинается с  линейки Первого звонка и продолжается в классе, где родители и дети в игровой форме ближе знакомятся с жизнью школы.

Традиционным также является праздник Осени в октябре, где дети, учителя и  родители проявляют совместное творчество в изготовлении композиций из цветов, овощей и фруктов.

Зимой проводится новогодний праздник, позволяющий родителям ученика увидеть его в другой обстановке (отличной от  домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений.  Праздник организуется в школе, чтобы учителя также имели возможность ближе познакомиться с родителями своих учеников. 

Традиционными являются мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. Дети с учителями готовят сувениры и концертную программу для родителей.

Школа активно осуществляет взаимодействие с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Так, совместно с СДК проводятся мероприятия: День пожилых людей, Новогодний огонек, День защитника Отечества, Праздник 9 мая – где школьники – самые активные участники. Они готовят концертные номера, выставки рисунков и поделок.

 

Календарь традиционных школьных дел и праздников

 

Сентябрь

1.Праздник первого звонка нового учебного года «День знаний».  Торжественная линейка учащихся, учителей, родителей.

2. Выставка цветов.

3. День физкультурника

Октябрь

1. День учителя. Торжественное поздравление, концерт учащихся.

2. Посвящение в первоклассники.

3. День пожилых людей

4. Осенний бал.

Ноябрь

1. Олимпиады по предметам.

2. День матери.

3. День здоровья.

Декабрь

1. Урок России.

2. Новый год.

Январь

1. 17 января – день освобождения района от немецко-фашистских захватчиков митинг у памятника.

2. Уроки мужества «Этих дней не смолкнет слава».

3. Зимняя спартакиада.

Февраль

1. День защитника Отечества.

2. Экскурсии в школьный историко-краеведческий уголок.

Март

1. День открытых дверей.

2. Концерт для мам.

3. Конкурс «А, ну-ка, девочки!»

Апрель

1. Неделя детской книги.

2. Весенняя неделя добра.

3. Всемирный День Земли.

4. День космонавтики.

Май

1. День весны и труда.

2. День Победы.

3. Последний звонок.

4. Выпускной для учащихся начальной школы.

5. Костер «Здравствуй, лето!»

Июнь

 

1. День защиты детей.

2. Работа летних пришкольных лагерей

3. День России.

4. 22 июня – День памяти павших.

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

 

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·        ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

·        элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·        первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

·        опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·        опыт социальной и межкультурной коммуникации;

·        начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·        начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

·        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·        уважительное отношение к традиционным религиям;

·        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·        способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

·        уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

·        знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

·        ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

·        ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·        элементарные представления о различных профессиях;

·        первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·        осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·        первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·        потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

·        мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

·        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

·        элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

·        первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

·        первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

·        знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

·        ценностное отношение к природе;

·        первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·        элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

·        первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

·        личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

·        первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·        первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

·        элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·        первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·        первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·        первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·        мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

 

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей. 

 

Оценка уровня воспитанности учащихся 1-4 классов проводится по методике

Н.П. Капустина.

Оценка проводится по следующим критериям:

1.      Интерес к знаниям.

2.      Прилежание.

3.      Дисциплинированность.

4.      Отношение к природе.

5.      Активность.

6.      Отношение к искусству.

 

      Ф.И.   учащихся

Интерес к знаниям

Приле

жание

Дисциплини

рованность

Отношение к природе

Активность

Отношение к искусству

Уровень воспитанности

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       По данным критериям выставляются оценки:

ЯП – качество ярко проявляется, ученик не только сам обладает этим качеством, но может и требовать его проявления от других, оказывает влияние на окружающих.

П – качество проявляется, ученик постоянно обладает этим качеством, но не оказывает влияния на других.

СП – качество проявляется слабо, не всегда, еще требуются тренировки для его проявления.

НП – качество не проявляется, ученик не обладает этим качеством.

По выставленным оценкам определяется уровень воспитанности:

- высокий – преобладает оценка ЯП,

- хороший – преобладает оценки ЯП и П,

- средний – преобладают оценки П и СП,

- низкий – сочетаются оценки СП и НП.

Результаты оценки:

Класс

Количество

учащихся

Классный руководитель

Уровень воспитанности в % от общего количества обучающихся в классе

высокий

хороший

средний

низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

·        ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

·        характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

·        индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

 

Hosted by uCoz